VII Международный пленэр

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

«Псков приглашает друзей»

Участники VII Международного пленэра

Завершил свою работу VII Международный пленэр «Псков приглашает друзей», ставший уже традиционным. На этот раз в нём участвовали 15 профессиональных художников из Латвии, Франции, Нидерландов, Германии, Шотландии, Швеции, России и Беларуси. Подбор участников пленэра происходил по принципу «один участник от города-побратима Пскова», а таких партнеров у него немало. Только Псков, да ещё Москва, были представлены несколькими художниками. Люди собрались самые разные, каждый по-своему представляющий суть работы на пленэре, исходя из своего опыта и понимания изобразительного искусства. Программа была составлена таким образом, чтобы вводная, начальная часть пленэра проходила в самых тихих и уединенных местах: в Бору Бельково, с его великолепным озером и лесом; в Старом Изборске, насыщенном древнейшими памятниками археологии, истории и архитектуры, в природно-ландшафтном парке Халахальня. Всё это необходимо было «пережить» и нам, и нашим зарубежным друзьям-художникам, чтобы почувствовать неброскую красоту нашего края, увидеть и оценить широту и бескрайние просторы русского пейзажа.
Программа пленэра постепенно усложнялась. Темп работы был набран очень хороший. И когда мы переключились на Пушкинские Горы, Тригорское, Печоры с их огромными потоками туристов и паломников, для нас это уже не было проблемой: каждая минута была дорога, все трудились с раннего утра до позднего вечера. И даже обед подвозили нам к месту работы группы.
Безусловно, наше пребывание в Пушкинских Горах было освещено гением великого поэта. Тень Александра Сергеевича сопровождала нас и во время работы над этюдами в селе Тригорском, где поэт часто бывал у своих друзей – Осиповых-Вульф.
Художники, приехавшие к нам в первый раз, поначалу немного растерялись от обилия впечатлений, которые буквально обрушились на них. Трудно было разобраться, на чём сконцентрировать своё внимание и чему отдать предпочтение в работе. Но новички нашего пленэра быстро справились с волнением, и это было одним из проявлений их профессионализма. Мирей Паз из провансальского Арля увлечённо создавала свои композиции, в которых уживались леса, деревенские домики, старая архитектура, птицы и попадавшие в поле её зрения люди. В результате возникла серия интересных работ. Шведская художница из Стокгольма Мауд Пробст, в отличие от темпераментной француженки, работала очень осторожно, выделяя для себя самое главное, не обращая внимания на незначительные детали. Для Мауд важно было найти два-три интересных объекта, и начиналась кропотливая работа над созданием живописного произведения. Ей, как и многим другим художникам, живущим в больших городах, было очень трудно переключиться на идиллические деревенские мотивы. Сложившаяся хорошая творческая атмосфера во время пленэра помогала нам в этом. Для голландской художницы Ангелины Липс приезд в Россию был первым. По её признанию, она получила неоценимый опыт в своей творческой жизни, работая в такой сильной команде. Постоянные встречи с людьми, с которыми приходилось общаться во время пленэра, перевернули её представления о России, как о стране, где по улицам городов бродят медведи, да пьяные бородатые мужики. Ангелину потряс наш Мирожский монастырь с фресками XII века, замечательная коллекция древней русской иконописи в Поганкиных палатах и многое, многое другое.
Вновь порадовал своими живописными этюдами молодой шотландский художник Хьюго Сандерс из Перта. Он уже успел стать настоящим ветераном псковских пленэров, третий раз подряд приезжая в Россию. Работал он одержимо, истово, продолжая прокладывать «русскую линию» в своём искусстве, питающуюся любовью к нашим мастерам начала XX века: К. Коровину, В. Серову, И. Левитану, М. Врубелю.
Две художницы, о которых хотелось бы рассказать – это Лайла Балоде из Риги и Ирина Башун из белорусского Новополоцка. При том, что они совершенно по-разному работают в техниках акварели, гуаши, акрила, их объединяет общее стремление эмоционально воспринимать окружающую природу и передавать её постоянное движение: в комбинациях форм, красок, в повышенной насыщенности цветовой палитры. Натура остается для них главной отправной точкой произведений, но при этом, возникает параллельный ряд восприятий, позволяющий им более эмоционально и ассоциативно передавать свои ощущения.
Как всегда, высокое мастерство в жанре акварели показала постоянная участница наших пленэров москвичка Елена Андреевна Афанасьева. Её небольшие по размерам работы передают неброскую, задушевную красоту псковской земли. По словам самой художницы, каждый раз она открывает здесь для себя что-то неожиданное, доселе не замеченное. Её новые работы приобретают ещё большую глубину и большую степень обобщения. На этот раз Елена Андреевна приехала со своей талантливой ученицей – немецкой художницей из Кёльна, Татьяной Берндт. Тонкие и воздушные акварели Татьяны покоряют своей изысканностью. Особенно удались ей архитектурные мотивы с колокольней Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря, ландшафтные работы в Халахальне и погосте Сенно.
Более пристально взглянуть на окружающий мир заставили нас работы ещё одной художницы из Москвы – Ирины Ловцовой. Она уже второй раз приезжает к нам и, значит, более осознанно подходит к выбору своих сюжетов. Не случайно Ирина чаще всего обращается к мотивам с деревьями, травами, живой природе, в которую она искренне влюблена.
Говоря об остальных участниках пленэра, нужно отметить, что это давно уже сложившаяся группа псковских художников, которая каждый год собирается почти в неизменном составе. Это связано с тем, что псковская «художка» является организатором пленэра и совершенно естественно, что преподаватели нашей школы, члены Союза художников России Лариса Гордеева, Софья Рыжкова и автор этих строк – самые активные его участники.
В последние годы к нашей группе присоединились люди близкие нам по духу, опытные пленэрщики: пскович Сергей Семенов и новгородская художница Галина Филиппова. Всем нам есть что сказать о древнем и прекрасном Пскове. Мы находим здесь всё новые и новые сюжеты, делаем свои неожиданные открытия. Могучие стены и башни Кремля, величественные соборы, широкая гладь реки Великой и сама многовековая история нашего края помогают нам в этом.
Насколько удался наш пленэр, можно было судить по итоговой выставке, прошедшей в Выставочном зале художественной школы. Открытие состоялось 23 июля, в дни празднования 71-летия освобождения г. Пскова от немецко-фашистских захватчиков. В экспозиции было представлено более 60 произведений, небольшая часть из того, что было создано художниками. При всём обилии и разнообразии техник, стилей, сюжетов, работы объединяет мощная положительная энергетика, передающая радостную музыку жизни. Наш пленэр - удивительный пример того, как люди, говорящие на разных языках, к концу совместной творческой работы начинают понимать друг друга без слов, как старые друзья. Такова сила искусства!
У псковского пленэра есть многочисленные друзья во многих городах и странах, сложившиеся традиции, хорошие перспективы. Как всегда, в конце нам трудно расставаться друг с другом, но мы надеемся на новую встречу и говорим: «Прощай пленэр, да здравствует пленэр!»

Олег Цветков,
Заслуженный художник РФ,
руководитель пленэра


Олег Цветков. "Башни Псковского Кремля". Тон. бум., цвет. карандаш.

Елена Афанасьева. "Старый сарай в Халахальне". Бум., акварель.

Ирина Башун. "Пруд в Халахальне". Картон, акрил.

Ирина Ловцова. "Опушка леса". Картон, акрил.

Хьюго Сандерс. "Город на реке Великой". Картон, масло.

Хьюго Сандерс. "У Мирожского монастыря". Картон, масло.

Сергей Семенов. "Погост Сенно". Картон, масло.

Татьяна Берндт. "Отражение". Бум., акварель.

Лайла Балоде. "Банька в Тригорском". Бум., акварель.

Мирей Паз. "Старые ветлы". Бум., тушь.