V Международный пленэр

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

 

«Псков приглашает друзей»

В июле этого года в Пскове прошел V Международный пленэр профессиональных художников «Псков приглашает друзей», в котором приняли участие представители восьми стран: России, Франции, Германии, Финляндии, Шотландии, Беларуси, Латвии и Эстонии. Пленэр был посвящен 1110-летию первого упоминания Пскова в летописи, а также приурочен к проведению в нашем городе современных Ганзейских дней. Организатор пленэра - Детская художественная школа города Пскова - не ставит своей целью приглашать художников, работающих только в реалистическом направлении. Однако на этот раз мастера из разных стран, собравшиеся в Пскове, единодушно показали свой высокий творческий уровень и искреннюю любовь к окружающей их широкой и раздольной природе, красоте архитектурных памятников Псковской земли; уважение и понимание истории России, о которой здесь рассказывает каждый камень, поклонный крест, большой или маленький монастырь, самая крошечная придорожная часовня. Богатейшее историческое наследие Псковщины связано с трудом и ратным подвигом многих поколений псковичей защищавших русские земли от варварских нашествий тевтонских и ливонских рыцарей, шведских, польских и литовских феодалов. Псковская земля тесно связана с именем Александра Сергеевича Пушкина. В своем родовом имении — селе Михайловском - им было написано огромное количество стихотворений и прозы, поэм и сказок. Многие русские художники проявляли большой интерес к земле, воспетой великим поэтом России. Ещё Карл Брюллов обращался к теме героической осады Пскова в XVI веке и борьбы псковичей с польским королем Стефаном Баторием. Псковская тема прошла красной нитью в знаменитой живописной серии Н.К. Рериха «По древним русским городам». Им были не просто запечатлены самые выдающиеся места Псковщины — крепость в Изборске, крест на Труворовом городище, погост Сенно, Никольская церковь в Печорах, но и впервые дан обобщающий образ силы и глубины Псковской земли как форпоста всей Древней Руси. Современные художники, такие как Виктор Попков, Петр Фомин, Всеволод Смирнов, Петр Оссовский, Василий Звонцов, Иван Воронов (отец Алипий), Валентин Васильев оставили свой глубокий «псковский» след в истории искусства России.

Нашим гостям-художникам, приехавшим из-за границы, поначалу было трудно охватить, осмыслить открывшиеся перед ними необъятные просторы русского пейзажа, уходящие в синеву безбрежные дали. Нужно было быстро соединить выработанные творческие методы с натурной работой в новых условиях, с особенностями в передаче неброского, но такого тонкого и задушевного пейзажа.

Французскому художнику Жану-Мари Буве из провансальского Арля (мы помним с вами этот город, в котором расцвел в полном блеске талант великого голландского художника Винсента ван Гога) удалось это сделать быстрее других. Он сторонник фигуративного, а не абстрактного искусства; в его творчестве ощущается влияние французских постимпрессионистов с их характерной высветленной цветовой палитрой и подчеркнутой передачей солнечного состояния природы. Фигуры человека в его работах не просто обозначают присутствие живого существа, но привносят в произведение особую смысловую нагрузку. Жан-Мари стремится на пленэре сразу сделать законченную картину. Немецкая художница Уте Рюкерт уже второй раз приезжает на наши пленэры. Ей удалось создать интересный триптих, посвященный самым замечательным местам Старого Изборска, Труворова городища, Мальского монастыря. В этих работах она интуитивно соединила всё, что узнала об истории этих мест, о людях, которые жили раньше и продолжают жить здесь сейчас. Красота древних памятников, трепетное отношение к природе, ко всему живому на земле,- вот что отличает произведения этой художницы.

Среди давно испытанных «пленэрщиков» выделялись латышская художница Ивета Гудетта, приехавшая из Валмиеры, и финская художница Риикка Вииниканойя из Куопио. И если первая — мастер, великолепно владеющий пастелью, удивительно тонко чувствующий классический лесной или деревенский пейзаж, то художница из Финляндии больше тяготеет к декоративной живописи. Её небольшие по размеру холсты как бы выложены цветными кусочками смальты, очень тщательно подобранными друг к другу, как хорошо сгармонированная музыкальная мелодия.

Из шотландского Пертшира к нам приехали Эндрю Хантер, Дейв Хант и Хьюго Сандерс. Хьюго Сандерс - одаренный молодой художник, влюбленный в классическое искусство. Его любимые русские пейзажисты - Шишкин, Левитан, Куинджи. Эта любовь пришла к нему через упорную натурную работу во время учебы в известной школе-студии Чарльза Сесила во Флоренции. В своих работах Хьюго сумел передать простые закатные состояния в засыпающей вечерней природе. Но сколько в них сдержанности, недосказанности, щемящего чувства утраты уходящего дня. Бывают такие парадоксы: шотландский парень, а сделано так по-русски! Коллеги Сандерса представляли художественное объединение «Открытые студии в Пертшире». Знакомство с ними было также очень интересным.

В группу русских художников (Галина Филиппова из Великого Новгорода, москвич Евгений Телков, псковичи Лариса Гордеева, Заслуженный художник России Игорь Макеев) очень органично влилась белорусская художница из Новополоцка Ирина Башун. И это не удивительно, ведь она и по художественному образованию и по стилистическим особенностям своего творчества очень близка нам. Галина Филиппова также не новичок на псковских пленэрах. На этот раз она работала над большими гуашевыми листами. Бесконечные дороги, широта полей, дальние леса, летнее голубое небо и медленно скользящее по нему облака — поразительно знакомые псковские пейзажи. Для псковских художников Игоря Макеева и Ларисы Гордеевой места, где мы бывали и работали, конечно, давно знакомы. Но они снова и снова открывают здесь для себя источник вдохновения. Лариса Гордеева написала много хороших этюдов с Изборской крепостью в утреннем и вечернем освещении, в которых древние стены и камни словно дышат вековой историей. Очень интересно было наблюдать, как Игорь Макеев, современный мастер со своим оригинальным взглядом на пленэрную живопись, начинает создавать очередное произведение. Он не пытается делать с натуры адекватную ей копию. Природа для Игоря лишь отправная точка, позволяющая преобразовать увиденное в серьезную многоплановую композицию, где всё важно - и дальний лес на горе, и звон колоколов на соседней церкви, и коза на лугу... По-новому раскрылся московский художник и педагог Евгений Телков. Он сделал удивительно тонкие и изящные карандашные рисунки псковской архитектуры ("Колокольня в Мальском монастыре", "Никольский надвратный храм").

Наш рассказ был бы неполным, если бы мы не упомянули культурную часть прошедшего пленэра. Она была очень насыщенной и разнообразной. Посещение села Михайловского, места, дорогого каждому русскому, произвело на всех неизгладимое впечатление. Огромный интерес у наших гостей вызвала экскурсия в Псковский государственный музей-заповедник, где они познакомились с одной из лучших в России коллекцией древней иконописи. В Троицком соборе Псковского Кремля художники увидели грандиозный семиярусный иконостас. Незабываемым для всех художников стало посещение Псково-Печерского мужского монастыря с его знаменитыми «Богом сданными пещерами»; изборских славянских ключей, где каждый мог «подзарядиться» вкусной и чистой водой из источников счастья, здоровья, таланта, успеха, любви.

В этот раз на пленэре было много музыки. Свое мастерство показал художникам дуэт молодых псковских исполнителей средневековой музыки «Музыканты ветра», а художник из Москвы Евгений Телков украсил наши вечера исполнением старинных песен и романсов.

Итогом пленэра стала развернутая в Выставочном зале Псковской художественной школы большая и хорошо организованная выставка. На ней было показано более 80 живописных и графических работ, разных по содержанию и манере исполнения. Без сомнения, эта выставка стала очень важным событием в художественной жизни Пскова. Пленэр смог объединить художников из разных стран, глубже раскрыть их творческие возможности в совместной работе. Его великолепные результаты наглядно подтверждают перспективность организации и в дальнейшем такого творческого общения.

Олег Цветков,

руководитель пленэра

Заслуженный художник России