Выставка Натальи Егупец

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

О псковской художнице Наталье Александровне Егупец, наверное, можно было бы написать целую книгу, весьма поучительную и для взрослых, и для самых юных, начинающих художников. Наталья прошла сложные жизненные «университеты». Её малая родина – небольшой железнодорожный полустанок Берёзки неподалёку от Пскова. Детство пришлось на трудные 50-е-60-е годы. Мама денно и нощно работала стрелочницей на железной дороге, едва сводя концы с концами, а маленькая Наташа с такими же полузаброшенными детьми играла в свои детские немудрёные игры и смотрела на бесконечно проходящие мимо поезда. Эти поезда да отражения красиво бегущих облаков в лужах и стали камертоном ее детских мечтаний о будущем.

А мечтала она скорее вырасти и уехать отсюда подальше. Первому удалось осуществиться, а вот второму – нет, из своего детства невозможно уехать, оно остается с тобой навсегда.

Наталье повезло в жизни. У неё было много встреч с людьми не равнодушными, которые помогали и словом, и делом. Первым таким человеком стала школьная учительница, распознавшая в мечтательной девочке способности к рисованию. Она посоветовала ей заниматься в художественной школе. Первый директор школы, известный художник-график Валентин Васильев заметил Наталью и взял её в вечернюю студию. А Наташа в это время боролась за свое существование: работала и разнорабочей, и ученицей расписчика по дереву псковского завода «Гончар».

И всё-таки она поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова. Так началось её становление и рост как профессионального художника. Долгие годы после окончания училища Наталья работала на производстве – на Псковском заводе экспериментальных художественных изделий. Там сложился хороший коллектив художников-прикладников, одержимых идеей создавать образцы высокохудожественной продукции для широкого использования в быту. Наталья как художник возглавила цех росписи деревянных изделий. И очень преуспела в этом. Ей удалось по крупицам, по кусочкам создать своё особое направление в декоративной росписи, так называемый «псковский стиль». На многочисленных расписанных ею солонках, разделочных досках, шкатулках, коробочках, лотках для хлеба появились замечательные цветы, птицы, домашние животные - всё то, что с детства любила художница.

Крушение страны и её экономики в начале 90-х годов прошлого века пронеслось тяжелым катком по судьбам сотен тысяч людей. Годы безвременья были особенно тяжелыми во Пскове. Многие художники «сломались», перестали творчески работать. Однако с Натальей всё было по-другому. Благодаря своей приобретенной с детства способности преодолевать любые трудности и всегда оставаться оптимистом, она нашла себя в преподавательской работе в художественной школе.

С тех пор её жизнь круто переменилась. Изменилось и содержание её работ. Они стали более свободными, раскованными, исчезла зависимость от технологии производства. В техниках Наталья перешла на акрил, темперу, гуашь. Все сюжеты её произведений взяты из жизни, но в них мы не найдем никаких трагедий.

Её картинки из «провинции», порой веселые, смешные, а иногда и грустные, но всегда гротескно-преувеличенные. Это придает им еще большую силу выразительности. Наталья очень чуткий и наблюдательный человек. Где бы она ни была, всегда подмечает интересные сюжеты для своих будущих композиций. Именно так возник цикл работ о людях, которые поспевают везде и всюду первыми: «Всё вижу, всё знаю», «Под жарким солнцем» и «Дорогой, на нас смотрят». Исследуемое ею любопытство, присущее окружающим нас людям, доведено до глобального обобщения с доброй, ироничной улыбкой. Герои её произведений нередко носят её собственные черты, словно отпечаток давно прошедшего, вызывающего ностальгию. В работе «Мечта из детства» несуразная, но обаятельная девчонка представляет себя потрясающей фигуристкой и удивляет всех неожиданностью своего перевоплощения. Или чудоковатая, взрослая женщина, бегущая сломя голову, вперед «не знамо куда» в одежде, хлопающей за спиной, словно крылья, и

её замечательный поводырь – кот неизвестной породы («Последний трамвайчик»). Кстати, сей персонаж один из самых любимых Натальей. Он почти всегда сопровождает героев её произведений в самых разных ситуациях: впереди - как кормчий; на шее - вместо оригинального воротника; под мышкой у мечтающей дамы; мирно мурлыкающий на окне рядом с хозяйкой или пристающий к дворовым воронам с предложением самой искренней дружбы («Давай дружить».). Это, конечно, не случайно. Наталья - заядлая «кошатница», поэтому и повадки этих животных она прекрасно изучила.

Многим работам художницы присущи сказочность и фантастичность в смещении планов и пространства. Они как бы существуют вне времени. Трудно сказать, когда это было – пятьдесят лет назад, или только вчера. Такое направление в её искусстве ярче всего представляют «Золотая рыбка» («Семья снимается на фоне…»), «Чудачка», «Пикничок», «Я умею летать» и др.

Здесь тесно переплетаются воспоминания о своем детстве и нынешний мир детства. Конечно, в этом Наталье помогает её работа и постоянное общение с детьми в художественной школе. Почти за 20 лет работы Натальей и её учениками создана великолепная по качеству и объему коллекция прикладной композиции, состоящая из декоративной росписи, орнамента и пэчворка (лоскутной пластики).

Наталья Александровна Егупец - член Союза художников России, регулярно участвует на региональных выставках «Российский Север», с неизменным успехом представляет свои работы на городских и областных художественных выставках. Наталья награждена Почётной грамотой Министерства культуры России за достижения в художественном образовании. В 2007 году она была удостоена Премии губернатора Псковской области за лучшие художественные произведения, и в том же году престижный журнал «Галерея русского искусства. XXI век» опубликовал о ней статью.

Творчество Натальи Егупец сейчас находится на подъеме. Её переполняют новые оригинальные идеи, интересные сюжеты, бьющая через край энергия и работоспособность. Новые персональные выставки художницы в выставочных залах Пскова, Таллина, Риги подтверждение этому. Пожелаем Наталье Александровне неиссякаемого творческого долголетия, верных учеников и преданных зрителей, почитателей её таланта.

Олег Цветков,

Заслуженный художник России