Контактный телефон:
(8112) 57-69-70
Адрес: г. Псков, ул. Конная, 30

"В зеркальном отражении"

23 марта 2018 года в Выставочном зале Детской художественной школы открылась выставка цветной линогравюры под названием "В зеркальном отражении". На выставке представлены работы Заслуженного художника РФ Олега Цветкова.

 

Сложна и многогранна современная печатная графика, традиции которой, как самостоятельного вида изобразительного искусства, сформировались относительно недавно. В течение нескольких столетий печатная графика – ксилография (гравюра на торцевом и продольном срезе дерева), литография - гравюра на камне, резцовая гравюра (гравировка изображения на стали и меди) выполняли роль репродуционного воспроизведения картин великих мастеров живописи и служила декоративным украшением заглавными буквами, заставками, иллюстрациями больших церковных фолиантов.

В наше время печатный станок и инструменты для создания гравюры позволяют художнику не только быстро реагировать на различные явления окружающей жизни, но и быть самостоятельным в выборе той или иной техники печатной графики, чтобы наиболее точно передать замысел художника. А такое замечательное свойство гравюры, как её тиражность (с каждой печатной формы можно сделать определённое количество одинаковых оттисков, причём каждый из них будет считаться оригинальным), делает произведение художника более доступным для широкого круга любителей искусства. Привлекательность чёрно-белых (т.е. выполненных в один цвет и одну печатную форму), а также цветных гравюр (многоцветие в них достигается использованием нескольких печатных форм на основе 3-4-х основных цветов) очевидна. Иногда печатные оттиски называют эстампами. Они способны украсить собой любой интерьер жилого дома, офиса, или стать вожделенным объектом коллекционирования. Многие музеи мира являются обладателями больших собраний печатной графики известных мастеров.

Пожалуй, самой большой технической сложностью в любом виде гравюры является её перевод (на этапе гравировки изображения) в зеркальное, т.е. обратное изображение. То, что в оригинале находится слева, на печатной форме должно быть на правой стороне, и наоборот. При печати изображения на бумагу всё встаёт на свои места, и мы вновь получаем свой замысел в первоначально задуманном виде.

Меня давно интересовала цветная, декоративно-плоскостная гравюра на линолеуме. Особенно мягкость и подвижность материала, удобство его обработки. Но к этому, новому для себя направлению я пришел не сразу. Потребовался многолетний, сложный и интересный путь знакомства с техниками гравюры на металле: офортом (la forte), цветной акватинтой, техникой ручного травления (lavis), мягкого лака, меццо-тинто. Все они прекрасны, и с их помощью можно изобразить и зимние морозные узоры на стекле, и тончайшие цветовые нюансы переходных состояний природы, и обобщённые, лишенные каких-либо деталей, монументальные композиции.

Но цветная линогравюра оказалась совершенно особенной техникой. В ней цветовые пятна, подобранные соответствующему замыслу, чудесным образом превращаются в замысловатую игру ритмов, чередований, особой композиционной пластики, которая придаёт работе торжественность и красоту.

Моими любимыми жанрами в печатной графике всегда были пейзаж, натюрморт, портрет. Особенности многоцветной линогравюры диктуют и выбор сюжета, где крупным формам всегда отдаётся предпочтение, а мелким деталям - роль важного акцента в композиции. Небольшой по размеру лист "Художники на пленэре", выполненный в 2004 году, относится именно к таким, где сюжетом служит реальный эпизод работы художников в Старом Изборске, на фоне крепости, в жаркий летний вечер. Состояние покоя, тишины и умиротворённости подчёркивает голубоватая предвечерняя гамма уходящего дня.

Совсем иной предстаёт работа "Мирожский монастырь" (2003 г.). Стены и архитектурные сооружения этой жемчужины Древней Руси, увиденные с реки, утопают в яркой листве деревьев. Лодочка с одинокой фигуркой рыбака подчёркивает грандиозную и величественную картину развернувшегося перед нами пейзажа. Желтые, оранжевые и зелёные тона передают ощущение последних теплых дней золотой осени. Всё это повторяется отражением в зеркальной поверхности воды. Композиция вписана в восьмигранник удлинённой формы и немного напоминает декоративное панно.

В последние годы я много работаю над циклами графических произведений, посвященных псковской архитектуре. Каждый памятник, будь то скромная церковь или могучие стены Кремля, удивительно естественно вписаны в природный ландшафт и давно стали его неотъемлемой частью. Одной из самых лучших форм воплощения моих размышлений стал триптих - трехчастная композиция с единым смысловым центром. Сложность задачи заключается в том, что все три работы должны быть объединены стилистически, иметь общий цветовой и композиционный ритм, подчеркивающий главную идею. К таким сериям работ я отношу цветные линогравюры из циклов "Псков - защитник земли Русской" (2005-2008 гг.), "Посвящение Пскову" (2006-2010 гг.), "Веселись, народ псковской" (2009-2010 гг.) и, наконец, последний по времени триптих "Вера. Надежда. Любовь", над которым работа ещё продолжается. В этих серьезно продуманных композициях я попытался выразить свою любовь к городу, в котором я живу, восхищение его древней историей и суровой, неброской красотой.

На выставке есть также несколько гравюр по моим заграничным впечатлениям. "Dusseldоrfer Kirmes" - это огромный, многотысячный ночной летний фестиваль в Германии. Побывав там однажды, никогда уже его не забудешь. Многокрасочность, динамика огней, шум и людское многоголосье, целый город ночных развлечений, сосредоточенных на одном из островов знаменитой реки, вдохновил меня на воплощение этой темы в гравюре. Есть среди представленных работ две, которые особенно мне дороги. Первая - "Начало века - конец века" (портрет А.М. Булыгиной) - это образ моей бабушки, у которой я провел все свое детство. Она была первым человеком, разглядевшим во мне какие-то способности к изобразительному искусству, и всячески поощрявшая их. Статная, умная и красивая - такой для меня она осталась навсегда.

Вторая - небольшая работа "Дорога. Воспоминание". Это собирательный образ любимого мною места на псковской земле - Волышово. Когда-то много лет подряд я ездил туда каждое лето с учениками, иногда со своими коллегами - художниками. Волышово всегда привлекало меня своей необычностью, удивительно тонкой красотой, великолепным ансамблем архитектуры, своей долгой и интересной историей. Сама гравюра сделана очень просто. В ней нет никаких лишних деталей. Одна только бесконечная дорога и мягкий свет, её сопровождающий.

Для художника очень важно найти свою дорогу в искусстве, зная, что этот путь длиною в жизнь не всегда усыпан розами. Важно следовать своей мечте, много и увлеченно работать, постоянно открывать для себя что-то новое, и тогда любая мечта станет реальностью, а творческий процесс - радостью и жизненной необходимостью.

Олег Цветков,

Заслуженный

художник РФ

Полезная информация