Выставка «Дар бесценный», произведения живописи и графики из коллекции ДХШКоллекция Детской художественной школы формируется уже почти 20 лет. В ней представлены работы профессиональных художников, как российских так и зарубежных. Они в основном были подарены Детской художественной школе. Время от времени в Выставочном зале школы демонстрируются эти произведения живописи и графики. Нынешняя выставка - 4-я по счёту. Идея создания собственной коллекции живописи и графики в нашей школе возникла в середине 90-х годов, когда "художка" переехала на Конную, 30, и мы решили организовать свой собственный Выставочный зал. Несмотря на более чем скромные возможности, нам это удалось сделать. Время показало, что наше решение оказалось своевременным и правильным. В Выставочном зале мы показываем настоящее классическое искусство, оградив его от всяческих околохудожественных подделок. Тем самым создаём благоприятную среду не только для творческого развития наших учеников, но и для формирования у них хорошего художественного вкуса, для развития их интеллекта, расширения кругозора, для нравственного воспитания. Началом формирования коллекции послужили работы наших художников-преподавателей, подаренные или приобретенные школой. На нынешней выставке показаны некоторые из этих работ. И. Макеев. «Пейзаж с Труворовым городищем». Холст, масло
Талант яркого художника с тонким чувством юмора раскрылся у Натальи Егупец, когда она пришла к нам преподавать детям основы декоративно-прикладного искусства. Мы бережно храним память о Наталье Александровне, храним её замечательные работы, блистательно выполненные в излюбленной технике художницы - гуаши ("У самого синего моря", 2003 г.; "Дорогой, на нас все смотрят", 2006 г.; "Пикничок", 2007 г.; "Мечта из детства", 2008 г.; "Самые обаятельные и привлекательные", 2009 г.; "Чудачка", 2010 г. и др.) Н. Егупец «Самые обаятельные и привлекательные», «У самого синего моря». Бум. гуашь
Работы другой псковской художницы, тоже преподавателя нашей школы Софьи Рыжковой, появились у нас после её юбилейных персональных выставок. Живописные и графические композиции Софьи, выполненные в сложных комбинациях различных техник, строятся на декоративных принципах. В них - повышенная экспрессия сочетаний цветовых пятен, контрастные столкновения тёплых и холодных тонов. Софья любит использовать приём обводки фигур специальными контурами. Это создаёт почти полную иллюзию витражной живописи. Художник, безусловно, выступает здесь как свободный и смелый экспериментатор. Особенно удачны её работы, связанные с православной тематикой ("Спаси и сохрани", 2010 г.; "Георгий Победоносец", 2011 г.; "Благовещение", 2015 г.). И в пейзажных работах художница не прекращает поиски особой выразительности ("Осень в Изборске", 2014 г.). С. Рыжкова «Благовещение», «Осень в Изборске». Холст, смешанная техника
Больше всего на выставке и во всей школьной коллекции разнообразных пейзажей. Это стало возможным по двум причинам. Главная из них - многие художники, впервые побывав на псковской земле, навсегда полюбили неброскую северную красоту. Другая причина заключается в том, что первые произведения этого жанра были подарены художниками, принимавшими участие в Международных пленэрах, ежегодно организуемых художественной школой. Впервые такой пленэр состоялся летом 2003 года и был посвящен 1100-летнему юбилею Пскова. В нём приняли участие многие псковские художники и мастера живописи из европейских стран. Часть созданных ими пленэрных работ можно увидеть на нынешней выставке. С. Семёнов «Изборск. Лето». Холст, масло; Экспрессивны и динамичны произведения новгородского художника Олега Васильева ("Мостик, освещенный солнцем. Деревня Углы", 2008 г.), псковичей Игоря Макеева ("Пейзаж с Труворовым городищем", 2009 г.) и Сергея Семёнова ("Изборск. Лето", 2014 г.). Заметный след на псковских пленэрах оставили известная латышская художница-акварелистка Лайла Балода ("Ст. Изборск. Славянские ключи", 2013 г.) и художница из Белоруссии Ирина Башун (триптих "Музыка цвета", 2012-2014 гг.). Небольшой оригинальной работой представлен на выставке финский художник Якко Рёнке. Его рисунки напоминают произведения постимпрессионистов позднего периода ("Дым", 2009 г.). Эмоциональны и выразительны графические зарисовки немецкой художницы Регины Бендер, выполненные по псковским мотивам ("Мирожский монастырь", 2008 г.). Из приезжавших к нам шотландских художников особенно запомнились двое - молодой художник Хьюго Сандерс, глубоко и серьезно увлеченный русским искусством начала XX века, и Барбара Пиз из города Перта. Гордостью нашей школы и украшением коллекции являются дорогие нам графические эскизы к живописным полотнам Народного художника России Петра Павловича Оссовского. Выполненные быстрой и точной рукой, они убедительно передают композиционное построение его будущих картин ("Рыбаки Псковского озера", 1968 г.; живописная сюита "Облака Псковского озера", 1999 г; карандашные рисунки "Молитва" и "Отец Николай", 2000-2002 гг.). Мы являемся также обладателями нескольких уникальный офортных оттисков Петра Павловича, подаренных школе в начале 2000-х, когда наши встречи с ним были наиболее частыми. П.П. Оссовский. Рисунки 1999-2002 гг. Один из разделов коллекции состоит из собранных в течение многих лет работ наших самых выдающихся учеников, связавших свою творческую судьбу с изобразительным искусством. Многие из них стали настоящими профессионалами. Одной из первых была Лариса Гордеева, закончившая ДХШ в начале восьмидесятых годов теперь уже прошлого века. На выставке есть две её работы, выполненные на пленэрах ("Галереи Воскресенского собора XVII в., г. Тутаев", и "У стен Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря"). В своих произведениях Лариса Анатольевна показывает себя как тонкий и чуткий мастер лирического пейзажа. Любимые техники Ларисы - гуашь, пастель, акрил и темпера. И. Кийс. «Портрет курсанта». Холст, масло; Алексей Яблочкин, известный сейчас как художник храмового искусства, подарил школе несколько своих ранних произведений. На выставке представлены две работы портретного жанра: "Скоморох" (1997 г.) и портрет молодой девушки, в которой легко угадывается будущая супруга художника Елена Григорьева ("Цыганка", 1997 г.). В работе "Портрет курсанта" (2008 г.) кисти Ирины Кийс, живущей в Санкт-Петербурге после окончания Академии декоративно-прикладного искусства, перед нами предстаёт образ молодого человека, только вступающего на трудный и тернистый путь русского офицера. Тёплым и радостным отношением к родной земле дышат рисунки псковских соборов молодой художницы Серафимы Зибницкой, которая недавно завершила обучение в Академии изящных искусств канадского Торонто. Каждый год она приезжает на Псковщину участвовать в Международных пленэрах. Фантастически одарённым человеком в изобразительном искусстве является Кристина Рыбина (Моисеева). У нас хранится подаренная ею дипломная серия линогравюр "Уходящая деревня" (2017 г., 8 работ), которыми она завершила своё обучение в Санкт-Петербургском университете им. А.И. Герцена. Три гравюры показаны на выставке. Кристина также стала постоянным участником наших летних пленэров. Любители искусства хорошо знакомы с творчеством псковской художницы Лилии Момотовой (Саломатиной). В 1978 году она закончила нашу школу, а затем и Высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (нынешней Академии декоративно-прикладного искусства). Много лет Лилия успешно занимается преподавательской работой и созданием камерных акварельных или пастельных произведений. В них с ноткой грусти "рассказывается" о жизни современного человека и превратностях женской судьбы. В экспозиции выставки есть её небольшая работа "Летний дождик" (2006 г.) и один из первых самостоятельных рисунков времён учебы в художественной школе ("Прогулка", 1978 г.). Х. Сандерс. «Псковское лето». Картон, масло; Ю. Селивёрстов. «Лев Толстой». Литография; В последние годы в пополнении школьной коллекции нам очень помог известный российский литературный критик и прозаик, академик Академии российской словесности Валентин Яковлевич Курбатов. Мы часто приглашаем его на открытие наших выставок, знакомим с общими принципами обучения изобразительному искусству. Он, как никто другой, понимает, что значит воспитывать и образовывать детей на примерах настоящего искусства. Круг общения Валентина Яковлевича очень велик. За многие годы у него собралась целая картинная галерея из подаренных художниками работ. Часть произведений он передал нам. Теперь школа обладает работами Народного художника России, профессора живописи Санкт-Петербургской Академии художеств П.Т. Фомина ("Сарайчик", 1964 г.), Заслуженного художника России А.И. Тумбасова из Перми ("Утро на р. Чусовой", 1966 г.), известного художника-портретиста Ю.И. Селивёрстова ("Лев Толстой", 1985 г.). Теперь у нас есть и произведения московских художников Натальи Захаровой ("Игра", 1985 г.) и В.П. Пензина ("Год быка"). Достойное место в коллекции школы заняли подготовительные рисунки к иконописи Лауреата Государственной премии России о. Зинона ("Св. Ефросиния Полоцкая" и "Иоанн Предтеча", 1992 г.). Сегодня коллекционировать и собирать предметы изобразительного искусства, - живопись, графику - стало модным и престижным. Художественная школа кропотливо и целеустремлённо продолжает работать над созданием собственной художественной коллекции, но исходит совсем из других принципов. Для нас важно истинное, настоящее искусство. Даже если это будет лишь лёгкое прикосновение художника-творца к листу бумаги, к поверхности холста. Прикосновение, одухотворённое его талантом и вдохновением. Всё, что создано Богом и руками человека во благо человека отзовётся прекрасными порывами в изначально чистой и доброй, незамутнённой душе ребёнка. А это для нас главное! Олег Цветков, 26 февраля 2021 г. |
Полезная информация
Новости |
© 2013 - 2024 гг. Детская художественная школа г. Пскова |
(8112) 57-67-70 (вахта) (8112) 57-69-70 (бухгалтерия) Адрес: г. Псков, ул. Конная, 30 |
Политика конфиденциальности |
Создание сайта |