Круглый стол Министерства культуры РФ "Пути развития детских школ искусств"11 марта 2019 года в Москве, в Министерстве культуры РФ состоялся круглый стол по вопросам сохранения и развития системы детских школ искусств в России. Для участия в обсуждении этой животрепещущей проблемы собрались со всей страны представители детских школ искусств, а также детских художественных и музыкальных школ. Среди приглашенных были такие известные деятели российского искусства как ректор Академии русского балета имени А.Я. Вагановой Николай Цискаридзе, ректор Государственной академии акварели Сергей Андрияка, депутат Госдумы Елена Драпеко и другие. В бурной дискуссии принял участие и директор ДХШ г. Пскова Олег Николаевич Цветков, который выступил в поддержку сохранения и развития уникальной системы российского художественного образования. Выступление О.Н. Цветкова на Круглом столе Министерства культуры РФ (11 марта 2019 года) Говоря сегодня о сохранении традиций преподавания основ реалистического искусства, нельзя не упомянуть о том, что наши корни лежат отнюдь не в ближайшем нашем прошлом, а восходят к старой русской Академической системе художественного образования. К безусловным достижениям нашей культуры нужно отнести тот факт, что в советские времена удалось не только сохранить, но укрепить и расширить по всей стране сеть художественных школ, училищ, институтов, академий. В результате этой колоссальной селекционной работы возникла очень стройная, простая, одна из лучших в мире, 3-хступенчатая система: школа-училище-институт. Сегодня невозможно представить отсутствие какого-либо одного из этих звеньев. При этом очень важно помнить и об общекультурном уровне, так необходимом современному человеку: его эрудиции, умственном развитии, способности анализировать, думать, рассуждать, т.е. обо всем том, что дают занятия искусством - изобразительным, музыкальным и др. Почему вообще возник вопрос о сохранении традиций? Раньше он так остро не стоял. Я думаю потому, что мир вокруг нас изменился, стал более жестким и агрессивным. И ещё потому, что на рынке образовательных услуг появилось множество дилетантов, отвергающих прежние достижения в художественном образовании, не предлагающих взамен ничего конструктивного, кроме декларативных концепций. Ломать всегда проще, чем строить. И то, что создавалось в течение столетий, можно уничтожить одним росчерком пера. Нет нужды говорить о том, что в региональных центрах школы искусств играют определяющую роль в формировании молодого поколения, от образованности и культуры которого зависит будущее нашей страны. В сложившейся ситуации жесткого противостояния России и Запада, с его умопомрачительными идеями развала нашей страны, мы должны противопоставлять им высочайший уровень культуры, образования и духовности нашего народа. Благодаря Министерству культуры России и группе энтузиастов, десять лет назад удалось сохранить существующую ныне систему художественного образования. И не только сохранить, но очень грамотно ввести её в правовое поле. Счастье, если не только в крупных городах, но и в районных центрах, в небольших рабочих посёлках у детей есть возможность учиться в школах искусств. В Псковской области такая возможность пока ещё существует. В центре обсуждаемой проблемы по-прежнему остается учитель. Конечный результат работы всегда зависит от конкретных педагогических приёмов, личного творческого опыта художника-педагога. Это главное условие сохранения академических традиций преподавания основ изобразительного искусства. Сейчас в нашей школе из 15 преподавателей, работающих на постоянной основе, восемь - молодые специалисты, с хорошим профессиональным образованием, перенявшие методику преподавания непосредственно от нас. И мы рассчитываем на их бережное отношение к сложившимся в школе традициям качественного профессионального преподавания и неформального, заинтересованного отношения к ученикам. Одна из самых актуальных проблем современной художественной школы - поиск наиболее способных, одарённых детей, интересующихся изобразительным искусством. Мы привлекаем в школы также и детей, просто способных к рисованию. Интерес и привычка придут во время работы. Несколько слов об опыте работы Псковской художественной школы. В нашей школе сейчас почти 700 учеников. 270 из них - на предпрофессиональной образовательной программе. Мы также ведём большую работу с маленькими детьми, от 4-х до 10-ти лет. Это позволяет сформировать будущий контингент нашего основного отделения, а также выполнить социальный заказ, удовлетворить желание молодых родителей приобщить своих детей к изобразительному искусству в самом нежном возрасте. Надо сказать, что учиться в нашей школе интересно каждому. Кроме основной, предпрофессиональной программы, у нас есть общеразвивающие программы самых разных направлений: дети могут заниматься батиком, витражом, керамикой, орнаментом, дизайном, печатной и компьютерной графикой. Каждое направление подкреплено соответствующей учебной программой и преподавателями - специалистами высокого уровня. Наша главная цель - сохранить у детей постоянный интерес к занятиям искусством. Можно много рассказывать о различных аспектах деятельности нашей школы - я затрону только один - международный. В прошлом году прошел уже 10-й Международный пленэр профессиональных художников "Псков приглашает друзей". Художественная школа организует их совместно с Администрацией города. Каждый раз заново формируется команда художников из городов-партнеров Пскова: Куопио, Арль, Перт, Нойс, Неймеген, Нортелье; из Прибалтики - Эстонии и Латвии, а также из Москвы, Санкт-Петербурга и Великого Новгорода. Наши пленэры - не отдых и не развлечение, а ежедневный многочасовой труд, захватывающий художников целиком. Как правило, участники наших пленэров - не просто художники, а люди увлеченные, самозабвенно отдающиеся творчеству, яркие творческие личности. И вот тут хотелось бы сказать добрые слова о нашем фундаментальном академическом образовании, которое сохранилось, по сути, только в России, и позволяет нам свободно работать в своих творческих направлениях. Часто в каких-то пленэрных ситуациях на зарубежных художников смотреть просто больно, видя их совершенную беспомощность в самом элементарном: они не умеют видеть и воспринимать окружающий мир, да и просто не умеют рисовать. Воистину, они переступили зловещий порог - "от жизни в ничто". Иностранные художники очень многому учатся у нас, часто именно на нашем пленэре изучают основные подходы к реалистическому отображению окружающего мира, пытаясь восстановить для себя традиции классического искусства, утраченные Западной Европой за последнее столетие. Многие приезжают к нам именно потому, что устали от всяческих "измов", и хотят уметь отражать реально существующий мир. Школа давно проявила себя на международной арене не только пленэрами: мы устраиваем с 1992 года за рубежом выставки работ наших учеников и преподавателей, и они имеют огромный успех; обмениваемся опытом работы, делегациями детей и преподавателей и т.д. В нашей стране огромное количество детей желающих заниматься изобразительным, музыкальным, и другими видами искусства не поверхностно, а глубоко и серьёзно. Систематическое овладение знаниями и навыками требует много времени и может осуществляться только в стенах специализированных школ искусств. Не желание видеть и понимать это по меньшей мере странно. Чем больше детей охватывает система художественного образования, тем лучше. Конечно, далеко не все окончившие наши школы станут художниками или музыкантами. И это нормально! Дети, не связавшие свою жизнь с искусством, тем не менее, получают в результате огромный положительный заряд, который сказывается на любой из выбранных ими профессий. В будущем они составят элиту самой образованной и интеллектуальной части нашего общества.
Директор Детской художественной школы г. Пскова, Заслуженный художник России Олег Цветков 19 марта 2019 г. |
Полезная информация
|
© 2013 - 2024 гг. Детская художественная школа г. Пскова |
(8112) 57-67-70 (вахта) (8112) 57-69-70 (бухгалтерия) Адрес: г. Псков, ул. Конная, 30 |
Политика конфиденциальности |
Создание сайта |