Контактный телефон:
(8112) 57-67-70
Адрес: г. Псков, ул. Конная, 30

Рисуют самые маленькие

«Искусство – зеркало, отражающее того, кто в него смотрится», - говорил английский писатель Оскар Уайльд. Эта мудрая мысль приобретает особый смысл, когда речь идет о творчестве самых маленьких художников, только входящих в мир искусства.

В 1998 году в Детской художественной школе г. Пскова были созданы группы эстетики, которые вот уже двадцать лет являются важным звеном в структуре подготовительного отделения ДХШ. На этом отделении обучаются дети от 4 до 11 лет. Самые маленькие – дошкольники 4-6 лет – занимаются в группах, за которыми прочно закрепилось название «группы эстетики». Почему «группы эстетики»? Мы считаем, что именно эстетическое развитие должно стоять в центре художественного образования дошкольника. Воспитание эстетических чувств, эстетического вкуса, становление умений отличать прекрасное от безобразного, замечать красоту, создавать красоту – вот те центральные «линии», по которым мы, педагоги, ведем работу с дошкольниками.

На сегодняшний день в ДХШ г. Пскова работает восемь групп эстетики. А ведь все начиналось с одной, можно сказать, экспериментальной группы. Первые воспитанники, первый опыт, первые трудности, первые достижения… Как показало время, идея создания в детской художественной школе групп для дошкольников оказалась перспективной.

Какой он – ЮНЫЙ ХУДОЖНИК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА? Непосредственный, эмоциональный, открытый ко всему новому, желающий творить и радующийся жизни...
Посмотрите на детские работы! Как удивительно тонко чувствуют дошкольники все происходящее вокруг них и наивно любопытны в отношении того, как устроен этот мир. А ведь искусство – это осмысление реальности через художественные образы, форма познания мира. И именно эта форма познания мира близка дошкольнику.

Каждая детская работа – это попытка узнать мир. Любой сюжет детского произведения, будь то мягко выполненный осенний пейзаж, яркий портрет мамы или картинка из «кошачьей» жизни, отражают склонность ребенка исследовать все окружающее. Красочные пятна, линии, образы помогают ему постичь большое и малое, доброе и безнравственное, землю и небо, природу и человека… Ребенок переносит на чистый лист свои знания об окружающем мире, чувства и мысли, свое внутреннее «Я».

Нам, взрослым, необходимо осознать и еще одну важную вещь: дошкольник с помощью рисунка не только открывает мир, но и открывает миру себя. «Я не понимаю, что ты здесь нарисовал!», «Какой неправильный натюрморт!», «Почему у тебя волосы на портрете зеленого цвета?»... Всем нам знакомы эти фразы, сказанные взрослыми в адрес детского рисунка. Но ведь совсем не обязательно искать в работе полное сходство с тем, что изображают дошкольники. Совсем не страшно, что начав изображать крону дерева зеленой краской, ребенок, увлекшись процессом и находясь под впечатлением возникшего образа, продолжает рисовать зеленым цветом и ствол дерева, и цветы, и человека. В этот момент мы - родители, близкие люди, педагоги - должны быть мудрыми и терпеливыми, должны стремиться понять рисующего ребенка, а не технику рисунка. Главное – душа работы, в которую вложена душа ребенка. А техника придет, ведь впереди еще так много времени для кропотливого труда, художественного поиска, ошибок и находок.

Во всех работах дошкольников прослеживается детский оптимизм. Кажется, что ребенок подсознательно сторонится всего мрачного и недоброго. Дорогие сердцу люди, любимые игрушки и животные, веселые клоуны, добрые сказочные герои, праздничные события, загадочный космос, прекрасная русская природа - вот сюжеты детских работ. Даже воинственные крепости и замки, серые осенние дожди и нечасто изображаемые маленькими художниками отрицательные сказочные герои подсознательно позитивны. Кажется, что ребенок, которому свойственно видеть мир светлым, дает право существования на листе бумаге только доброму и нравственному.

Цветовая гамма – своеобразный индикатор чувств, отражающих нюансы отношения ребенка к своим близким, любимым игрушкам, сказочным героям, природе, домашним питомцам. Все, что любимо и дорого ребенку, рисуется им в теплых, ласковых тонах. Стремясь нарисовать нечто «хорошее», «приятное», «красивое», чаще всего использует светлые, чистые цвета. Свою привязанность и романтические чувства ребенок изображает ярким, сочным цветом, невольно привлекающим наш взор. Тот, кто нравится ребенку, наряжен им в особый праздничный наряд, который по своей сказочной расцветке напоминает радугу или одежду принцессы, приснившейся во сне.

Все, кто хоть раз в жизни видел, как рисуют дети, знают, что ребенок уходит в процесс творчества целиком, не замечая ничего вокруг. Перед юным художником есть чистый лист, кисти и краски, а внутри его детской головки уже сформировано свое видение мира, свои радости и горести, победы и огорчения…

За двадцать лет нами, педагогами, накоплен богатый опыт художественного развития дошкольников. Но и мы, взрослые, растем и развиваемся рядом с детьми, радуемся жизни, удивляемся, учимся новому.

В настоящее время с воспитанниками групп эстетики работают опытные преподаватели Лялина И.И., Киселева А.А., Тарасова Л.Е., Домбек С.О., а также перспективные молодые педагоги Иванова А.В. и Исаева О.О.

Инна Лялина, сама талантливый художник, легко раскрывает способности детей к художественному восприятию мира, умеет доступно объяснить «техни-чески» сложный материал, удержать гармонию даже в незаконченной детской работе.
Мягкая и терпеливая Алла Киселева не перестает удивлять оригинальными идеями лепки из глины, способностью мастерски удерживать длительное время такое неустойчивое детское внимание.

Утонченная, спокойная Людмила Тарасова на одном дыхании проводит музыкальные занятия, гармонично дополняя живопись и лепку музыкой, увлекая детей игрой и беседой о любимых игрушках.

Открытая всему новому, наблюдательная Анна Иванова с интересом общается с дошкольниками, замечает в детских работах множество любопытных нюансов, которые могут вдохновить на творчество даже зрелых художников.

Ольга Исаева, работающая с дошкольниками первый год, не боится трудностей, ответственно и серьезно подходит к своему делу, показывая готовность постигать секреты взаимодействия с самыми юными художниками.

Все мы пытаемся понять, чем живут, о чем мечтают юные художники, стараемся привить им любовь к искусству. Мы помогаем осознать, что работа художника - это и радость, и труд.
Группы эстетики существуют в Детской художественной школе города Пскова уже 20 лет! И все эти годы рядом с нами терпеливые и понимающие родители, мудро «не замечающие» разноцветных лиц и ладошек юных художников после занятий живописью, не укоряющие детей за слишком стремительный расход красок, за потерянные карандаши…

«Художник – тот, кто создает прекрасное!» - писал О. Уайльд. Хочется верить, что высказывание одного из наших шестилетних воспитанников, поставленное рядом со словами известного английского писателя, не оскорбит тех, кто почитает литературное творчество: «Хороший художник – это тот, кто учит людей хорошему, плохой – тот, кто учит людей плохому…» Вот такая «педагогическая» и «человеческая» ценность искусства обнаруживается в детском понимании ХУДОЖНИКА…

Светлана Домбек
преподаватель групп эстетики Детской художественной школы
г. Пскова, кандидат педагогических наук

24 января 2019 г.
Полезная информация