Контактный телефон:
(8112) 57-67-70
Адрес: г. Псков, ул. Конная, 30

Международный пленэр в Сербии

Выставка «Сербия с палитры псковских художников» возникла неожиданно, как неожиданным было и само предложение со стороны сербских партнёров принять участие в Международном пленэре в октябре-ноябре 2017 года. До последнего момента не верилось, что нам удастся вырваться из псковской серой пасмурной повседневности и окунуться в тепло балканского солнца, испытать новые впечатления от доселе неведомой, но столь притягательной для нас страны. Организатор пленэра Миряна Стоянович пригласила сразу четырёх художников-преподавателей нашей школы: Ларису Гордееву, Софью Рыжкову, Сергея Семёнова и меня. В основном группа состояла из московских художников. Её ядром были Елена Афанасьева, Вадим Соловьёв, Татьяна Тинькова, Мария Прилуцкая и Сергей Алдушкин, известный акварелист из Йошкар-Олы. Были даже представители азиатской школы живописи и графики: Сун Дак Янг из Южной Кореи, Хи Ен из Вьетнама и другие. Компания художников подобралась очень разнообразная, работоспособная и весёлая.

С первых дней пребывания на земле Сербии перед нами встал вопрос, чему больше уделять внимания – знакомству со страной, её достопримечательностями, наслаждаться открытостью и гостеприимством сербов, или все свои силы отдать творчеству и работать не покладая рук. Конечно, мы выбрали работу. И то, что каждому из нас удалось сделать за короткое время - всего за 10 дней, является в итоге нашим коллективно созданным образом спокойной, мирной и прекрасной страны. В этом нам помогало и само время года – изумительная сербская золотая осень. Как и везде в крупных городах - Белграде, Нови Саде, Вальево, где поток людей очень большой, работать над этюдами было трудно. Но очень хороши для нашего творчества оказались городки и местечки поменьше, такие как Вруци, Раккери, Банье Вруйцы, Сремска Карловицы - с кривыми, уходящими вверх и вниз тесными улочками, расположившимися по склонам гор. Художникам там комфортно и интересно. Желание писать и рисовать  не покидало нас ни на минуту.

Для Сергея Семёнова сербский пленэр стал продолжением его беспрерывной пленэрной эпопеи, начало которой было положено в Старом Изборске, а продолжение было в Крыму и в Сербии. Его экспрессивные и динамичные работы в технике масляной живописи рождались одна за другой. Сергей, как правило,  после короткого знакомства с новым местом примечает самое характерное, знаковое, легко узнаваемое. Работая очень быстро, он успевает за короткий южный световой день сделать два этюда: основной и вспомогательный. Соответственно в первом даётся более подробная живописная характеристика мотива, с вибрирующей цветовой гаммой, с поиском нужного колорита, настроения, общей композиционной формулы.  Второй этюд – более лёгкий, обобщённый, чуть упрощённый, но зато очень выразительный. Сам художник называет его "палитрой". Получается интересный эксперимент, в котором присутствуют два взгляда на один мотив. Причём по художественному уровню, они почти равноценны. Таковы живописные этюды «Деревня Раккори», «Улочка в Сремска Карловицах», «Мост в Вальево» и другие. На протяжении всей поездки Сергей был заводилой и душой нашего пленэра, надёжным другом,  всегда готовым помочь и словом и делом.

Для Ларисы Гордеевой и Софьи Рыжковой работа на сербском пленэре стала праздником. Им всё было важно, интересно, всё находило своё место в композиции каждого листа. Волнистые очертания гор, возделанные повсюду поля и виноградники, затерявшиеся среди фруктовых садов деревенские домики, величаво несущий свои воды голубой Дунай и, конечно, сами сербы,  оживляющие прекрасный пейзаж и вносящие особый смысл в каждое произведение. Интересно было со стороны наблюдать за работой наших художниц. Едва они располагались на новом месте и начинали очередную работу, как тут же подходили местные жители, заинтересованно оценивали труд художников, выражали своё восхищение. Узнав, что художницы из России,  многие из них предлагали зайти к ним в дом на чашечку кофе и глоток огненной ракии. Гостеприимство и радушие сербов вдохновляли наших женщин на создание тёплых и позитивных работ. Думается, что такие произведения Ларисы Гордеевой как «Рассвет на Дунае», «Тёплая осень в Сремска Карловицах», «Дома в Банье Вруйцах», «Набережная в Вальево» и листы Софьи Рыжковой «Вид на село Аткари», «Городской пейзаж в Вальево», «Пейзаж с железной дорогой в Сремска Карловицах» способны украсить профессиональную выставку любого уровня.

Что касается меня, то и на этот раз я остался верен своей любимой технике цветного карандаша. Она очень мобильна, быстра в исполнении, позволяет передавать любые, даже самые тонкие оттенки настроения, создавать сложные многоплановые пейзажные мотивы. Мне всегда трудно мгновенно включиться в работу. Сначала я должен поближе познакомиться с новым местом, «впустить» его в себя, душой почувствовать его красоту, понять, что в нем главное. А затем уже оценить ритм цвета и света, композиционные моменты, акценты, общее восприятие. Всё это требует немало времени, а его всегда не хватает. Поэтому в экстремальных временных рамках трудно ожидать какого-то особого озарения. В таких случаях я обычно полагаюсь на собственный пленэрный опыт. Кажется, мне удалось добиться желаемого результата в некоторых композиционных работах, передающих мои искренние впечатления о Сербии: «Утренний дождик в Нови Сад», «Деревенский сарай в Раккори», «Колокольня в Сремска Карловицах» и в других осенних мотивах.

Поездка в Сербию обогатила нас не только впечатлениями, полученными от необычных пейзажей, но и дала возможность познакомиться с людьми, живущими здесь, с их культурой, традициями, укладом жизни. Нас покорила сердечность сербов, доброжелательное отношение к русским, искренний интерес к нашей стране. Всем псковичам очень понравился главный город Сербии – Белград, который красив в любое время – дневное, вечернее, ночное. Каждый город, большой или маленький, в этой стране необычен, имеет только ему присущий образ, не похожий на другие. Поэтому так интересно было их узнавать и изображать в своих работах.

Новый опыт сербского пленэра дал для каждого из нас мощный энергетический толчок, значительно расширил нашу цветовую палитру, подарил нам новых друзей - единомышленников. Работа псковского «квартета» получила высокую оценку у организаторов пленэра. Результаты нашей работы в Сербии, представленные на этой выставке, позволяют надеяться, что впереди у нас много новых проектов, новых встреч и творческих открытий.

  

Олег Цветков,

Заслуженный художник РФ

22 ноября 2017 г.
Полезная информация