Контактный телефон:
(8112) 57-67-70
Адрес: г. Псков, ул. Конная, 30

"Путешествие в Монтенегро"

Очередная поездка на осенний пленэр преподавателей Псковской художественной школы состоялась в начале ноября 2018 года. На этот раз нас ожидало знакомство с загадочной страной Монтенегро. Состав группы художников-преподавателей остался прежним: Лариса Гордеева, Софья Рыжкова, Сергей Семёнов, Олег Цветков и присоединившаяся к нам постоянная участница международных пленэров – московская художница Мария Прилуцкая.

В череде заграничных пленэрных поездок на Балканы нынешняя была уже второй после прошлогодней Сербии. Она очень отличалась от предыдущих. Самое главное отличие – это географическое положение Монтенегро (Черногории) – на побережье Адриатического моря с его мягким и тёплым климатом, широкими морскими просторами и островами. Удивительна древняя архитектура Черногории, отзывчивы и добросердечны её жители. Куда ни кинь взгляд – повсюду высокие серо-чёрные горы, среди которых уютно расположились города с неприступными средневековыми крепостями. Мы жили в маленьком городке Сутоморе. После окончания летнего сезона он казался совсем безлюдным. Каждый день серпантины горных дорог открывали нам всё новые и новые интереснейшие места. Мы работали над своими этюдами, картинами, зарисовками, отражающими жизнь этой небольшой страны, увлеченно и сосредоточенно.

Маршруты поездок проходили и по побережью, и по горам. Мы были в Тивате, Баре, Котаре, Будве, любовались древней столицей Черногории Цетисом и огромным Скадарским озером. Восхищались красотой острова Святого Стефана. Солнечная и теплая ноябрьская погода располагала к пленэру. Некоторые наши любители морского плавания с удовольствием воспользовались случаем не раз искупаться в ещё тёплых водах Адриатики. Но больше всего нас поразили фруктовые сады Черногории, усыпанные хурмой, мандаринами, гранатами, киви, айвой. Это было просто райское чудо!

На новом месте перед нами как всегда встала единственная проблема – очень быстро войти в рабочий ритм, почти мгновенно осмыслить свои впечатления (благо их было очень много), сделать из них отбор самых выразительных и композиционных и полностью погрузиться в работу. Каждый художник нашей группы - профессионал в своём деле. Все вышли достойно из этой напряженной ситуации, сделав по 10-15 полноценных творческих работ.

Лариса Гордеева использовала свою любимую технику темперы по бумаге. Наиболее полно ей удалось передать свои впечатления в таких морских сюжетах, как «Лодки в Баре», «Пераст. Бото-Которский залив». Внимание Ларисы привлекли разноцветные сочетания ярких лодочек, небольших кораблей и яхт. Впечатлили её также архитектурные сооружения на берегу залива, очень близко друг к другу расположенные и отражающиеся в бирюзовой глади воды. Несколько интересных работ Лариса сделала в Цетине и Сутоморе. В них и буйство осенних красок старинных городов, и высокие берега, изрезанные скалами и загроможденные скоплением огромных валунов.

Вполне законченные композиции на тему увиденного удалось создать и Софье Рыжковой. Почти все её работы носят тщательно продуманный характер. Они торжественны и монументальны одновременно и так же прекрасны, как и те горы, на которых расположились церкви и монастыри, ставшие основой её пленэрного вдохновения и главной темой в её работах. Художница великолепно владеет техникой своеобразной «энкаустики», используя смешанные приёмы акварели и масляной пастели с последующей доработкой изображения процарапыванием контуров предметов. Это придаёт особую силу и выразительность её произведениям. Таковы работы «Крепость в Старом Баре», «Улочка в Которе», «Набережная в Перасте».


Сергей Семёнов был, как обычно, неподражаем в своём стремлении максимально наполниться красками, цветом, колоритом, движением света, динамикой пересекающихся линий и форм в огромном пространстве своих ощущений от Монтенегро. Его композиции на холсте и картоне, выполненные масляными красками, полны таинственности и загадочности. И это при довольно скромном использовании изобразительных мотивов (небольшой домик на Скадарском озере, лодки в порту Бара, кусок стены и часовня в Цетинском монастыре и т.д.). Приятно отметить, что поездка в Черногорию помогла ему ещё больше высветлить и облагородить свою цветовую палитру, разнообразить   творческие сюжеты.

Я и Мария Прилуцкая по-прежнему были увлечены своей любимой пастелью. Эта техника очень непростая, иногда капризная, не прощающая лёгкого к себе отношения. Черногорские панорамы с голубыми и серебряными далями, то и дело возникающими перед нами, а также огромное желание хоть в какой-то степени передать красоту увиденного, помогли нам справиться со всеми трудностями. Темы и сюжеты наших работ очень разные. В композициях Марии есть некая сказочность, идущая от внутреннего восприятия, от её влюбленности в творчество Винсента Ван Гога. Её произведения очень экспрессивны, и, в то же время, имеют мягкое колористическое решение.

Мои черногорские работы не отличаются столь изысканной утончённостью. Я стремился осторожно, бережно и внимательно фиксировать свои впечатления, подыскивать везде такие мотивы, которые бы ясно и чётко говорили о той стране, в которой мы находимся. Это не всегда просто сделать, так как мне требуется какое-то время, чтобы полностью осмыслить увиденное. Часто создать некий мотив гораздо легче, чем его найти. Сейчас могу сказать точно, что я многое полюбил в Монтенегро: пальмы, тревожащие душу на берегу морского залива в Баре; разливы Скадарского озера; древние крепости, спрятавшиеся в горах; красные крыши вечернего Котора, над которыми я совершал свой воображаемый полет, и, конечно, потрясающий своим великолепием остров Святого Стефана.

Успех нашего пленэра был бы невозможен, если бы не Миряна Стоянович - наш давний добрый друг и замечательный человек. Она пригласила нас посетить в Черногории уютный дом, в котором живет её семья – сын Вук и его жена Ольга. Предоставленные нам творческие мастерские, места для проживания, общий зал для наших дискуссий и обмена мнениями были просто великолепны. Нас приятно удивила сербско-черногорская кухня, весьма своеобразная и необычная. Словом, нам очень повезло – мы попали в хорошие руки. Кажется, наше искусство ей тоже понравилось. Каждый вечер после возвращения домой мы устраивали просмотры и обсуждения сделанных работ, строили планы на следующие поездки, знакомились с прибрежными районами Сутоморе.

Яркий, запоминающийся пленэр в Черногории закончился. Но мы уверены, что впереди новые, не менее интересные проекты, встречи с замечательными людьми, и главное – новые впечатления и новые творческие работы. Как всегда, мы говорим, - «прощай пленэр, да здравствует пленэр!»

Олег Цветков
Заслуженный художник России

Полезная информация